Словарь настольных терминов

Термины

Здесь мы собрали слова и выражения, которыми пользуются те, кто играет в настольные игры уже давно. Расшифровка всех непонятных «страшных» слов из настольного мира. 

Рандом

Рандом расшифоровывается как «случайность», он же «генератор случайных чисел». К настольным играм имеет прямое отношение. Этот термин указывает на наличие в игре большого количества случайных событий, будь то постоянные броски кубиков (Монополия, Колонизаторы, Кворриорс, игры жанра Америтрэш) или выпадение эффектов на картах (Нечто, Манчкин, Чёгевара, Спящие королевы).

Реиграбельность

Одно из свойств настольных игр, означающее желание играть в нее снова.

Низкой реиграбельностью обладают игры-головоломки (решив такую один раз, больше не будешь в нее играть, т.к. знаешь ее решение); некоторые развлекательные игры (в которые не интересно играть, узнав значения всех карт): Фотовечеринка, Блеф-пати, Я знаменитость, Данетки.

Высокой реиграбельностью обладают игры с огромной вариативностью событий и решений игроков, влияющие на игровые события: 7 чудес, Цитадели, Древний ужас, Замки Бургундии, Бэнг, Замки безумного короля Людвига.

Геймплей (Гейм-плей)

Геймплей - это процесс игры с точки зрения игрока. Есть несколько часто встречающихся разновидностей геймплея в настольных играх:

Термин геймплей сильно связан с понятием (ре)играбельность. Игра будет привлекать игроков если сам геймплей интересен, вариативен, а правила игры просты в понимании.
Примеры: Билет на поезд, Маленький мир, Роскошь.

Баланс (Сбалансированная игра )

Баланс или сбалансированная игра означает, что все игроки изначально поставлены в равные условия. В процессе игры аутсайдер может вырваться в победители и, наоборот, лидер может проиграть.

Сбалансированность проявляется это в льготах отстающим игрокам, например, распределение большего количества ресурсов (Древний мир, Замки Бургундии), либо в преимуществах во время игры (Энергосеть: отстающие игроки покупают ресурсы и размещают домики-подстанции в городах первыми).

Даунтайм

Даунтайм - время между ходами игроков. Естественно, чем больше это время, тем меньше игрок участвует в игре, что является скорее отрицательным качеством игры. В основном это связано с тем, что в игру может играть большое количество игроков. Часто режимом игры предусмотрено, что другие игроки задействованы во время чужого хода: торговля/покупка ресурсов, голосование, обмен картами. Тогда игра протекает наиболее гармонично и никто из играющих не успевает заскучать.

Например в Ужас Аркхэма может играть до 8 игроков и ждать своего хода придется долго. В игре Бонанза надо быть всё время начеку: в ход другого игрока может попасться очень нужная вам карта: нужно вовремя сторговаться за нее, опередив других желающих.

Есть игры, где даунтайм нулевой: в них все игроки действуют одновременно. В основном это игры на скорость реакции, которые все время держат игроков в напряжении (Перемешка, Барабашка, Скоростные колпачки) и карточные игры, где все ходят одновременно (Блиц День/Ночь, Корова 006).

 

Типы настольных игр

Филлер

Игра с очень простыми и доступными правилами и очень короткой партией. Обычно такими играми убивают время между длинными партиями, в дороге, либо как разминка перед серьезной игрой (Уно, Тайное послание, Хрясь!, 7 драконов, Колоретто, Корова 006). Именно в игры-филлеры играют с детьми, они быстро объясняются за счет несложных правил, а партии довольно короткие. Среди филлеров встречаются: карточные игры (Свинтус, Чегевара, Зомби! Спасайся, кто может!): игры с кубиками (Зомби кубики, Бэнг за пригрошню кубиков, Кубики историй); игры с картами и кубиками (Помидорный Джо).

Америтреш (настольные игры американского типа)

Школа настольных игр, отличающаяся атмосферностью, сюжетностью и большим количеством случайных событий. В играх жанра Америтреш присутствует жесткое следование заявленному сеттингу (то есть заявленной в названии теме). Если написано “Игра Престолов”, значит будет много фигурок с боевыми отрядами, картами со знакомыми героями и много подлостей согласно сериалу). Если написано “Зомбицид”, будут фигурки зомби, много предметов для выживания и постоянные кризисы которые нужно игрокам пережить, и, конечно же, никакой абстрактности). Одно из главных правил Америтэша - конфликт игрок-игрок (каждый сам за себя) или игроки-игра (кооператив). В данном жанре игр встречаются разные механики: кинь-двинь (Монополия), случайные карты - карты вносящие изменения в геймплей, либо добавляющие случайные события (например, карты мифа в Древнем Ужасе и Ужасе Аркхэма). К играм этой школы относятся: Ужас Аркхэма, Древний ужас, Андор, Монополия, Повелитель Токио, Варгемы - Великая Отечественная, Сегун, Hot War: битва за нефть.

Варгейм

Варгейм - одна из ветвей стратегических игр, имитирующие военные действия и столкновения как реальные (Битва за нефть, Великая Отечественная, Memoir 44, Cёгун), так и вымышленные фэнтези (Battlelore) и научно-фантастические (Warhammer, Forbidden Stars, Star Wars X-Wings). В играх этого жанра используются фигурки и миниатюрки для обозначают боевые единицы (военную технику, отряды пехоты и т.д.), хотя в некоторых играх для этого используются фишки или жетоны (neuroshima hex). В таких играх обычно всё внимание уделено именно военным столкновениям и отрядам, а не экономике или производству.

Дуэльная игра

Игра, в которую могут играть строго 2 игрока. Такие игры могут быть разного жанра: детективные (серия Мистер Джек, призрак оперы), стратегические (Шанхай, Карманные сражения, войны магов, Септикон), абстрактные (камизадо, игнис, калаха, пилос, гобблет), карточные (шотландский поединок, день победы, Star Wars карточная игра) и экономические (собек, джайпур).

Еврогейм (Евроигра)

Еврогейм (Евроигра) - жанр игр противоположный америтрэшу, в котором важна не атмосфера, а механика игры. Главная особенность еврогейма - отсутствие прямого столкновения игроков на игровом поле. Обычно влияние на своих соперников происходит косвенно. Также еврогейм - это минимальное кол-во случайности.

В каждой евро есть немного случайности либо на картах (доминион, seasons, билет на поезд) либо на кубиках (колонизаторы, 100 000 лет до нашей эры, кингсбург).

Цели в еврогейме не устранить соперников, а обычно накопить денег/ресурсов/победных очков. Компоненты игры обычно абстрактны, часто деревянные компоненты могут обозначать разные вещи: деньги, строения, ресурсы, отряды и т.д.

Коллекционная карточная игра (ККИ)

Коллекционная карточная игра (ККИ) - жанр настольных игр, подразумевающий сбор собственного набора карт для конкретной игры. В подобных играх существуют тысячи видов карт и собрать их все вместе - непосильный труд. Обычно карты продаются определенными наборами: стартовыми и так называемыми бустерами (дополнениями). Самыми популярными и распространенными в России являются Берсерк и magic the gathering.

Коллекционная игра с миниатюрами - жанр настольных игр, обычно в жанре варгейм, для которого игроки собирают собственную коллекцию миниатюр. Для таких игр существуют базовые наборы и тематические дополнения. Примерами игр являются Star Wars X-Wings, Crossmaster Arena, MechWarrior : Dark Age.

Командная игра

Командная игра - жанр игр на большое кол-во игроков (минимум на 4 игрока), в котом они объединяются в команды. Такие игры представлены многими жанрами: самые популярные пати-геймы (элиас, активити, экивоки, крокодил), игры со скрытыми ролями (нечто, мафия, зомби-ножницы-бумага, бэнг), стратегии (антимонополия, Star Wars Война клонов) и даже классические (тичу).

Кооперативная игра

Кооперативными называют игры, в которых все игроки объединяются в команду против игры. В таких играх все либо побеждают, либо все проигрывают. Тут важно объединить усилия, обсуждать ситуацию и дальнейшие действия. В таких играх часто встречается рандом, чтобы игроки не расслаблялись (например, карты мифов, ситуаций, кризисов либо кубики, постоянно мешающие выполнять нужные действия). Игры представлены следующими жанрами: америтрэш (ужас аркхэма, андор, древний ужас, три мушкетера и подвески королевы), игры на ассоциации (мистериум), и даже евро (робинзон крузо).

Полукооперативная игра

Полукооперативная игра - игры, в которых игроки объединяются против одного игрока, который отыгрывает роль злодея (Коронация, Скотланд Ярд, Мистер икс, Ван Хельсинг), мастера подземелья (Descent: странствия во тьме) или предателя (мертвый сезон).

Одиночная игра

Одиночная игра - режим некоторых настольных игр, в котором игрок играет один против игры. Игры с одиночным режимом: Замки безумного короля людвига, Агрикола, поселенцы, Подземелье: гробница повелителя мертвых, К2.

Пати-гейм

Пати-гейм - развлекательные игры на большую компанию, от которых не требуется много думать. Такие игры вызывают много смеха и веселья. Самые яркие примеры: Элиас, Активити, Крокодил, Диксит, Имаджинариум, Свинту и Уно, Паракур, Да, Темный властелин.

Колодостроительная игра

Колодостроительная игра - игры с механикой увеличения и изменения свой колоды карт. Механика проста: вы перемешиваете свою колоду и достаете из нее определенное правилами кол-во карт, которые имеете право использовать. Использованные и приобретенные карты отправляются в личный сброс, который перемешивается и становиться новой колодой когда, основная закончится. Яркие примеры этой механики: Доминион, Громовой камень, World of Tanks: Rush. Есть и пример немного иной - Кварриорс, в которой игрок собирает не свою колоду, а свой пул кубиков.

РПГ (Rolling Play Game)

Rolling Play Game - она же РПГ - жанр игр в котором игрок отыгрывает роль конкретного героя или персонажа (иногда даже группы, например Мертвый сезон). В таких играх часто присутствует интересный сюжет (Descent, Подземелье: гробница повелителя могил), либо набор случайных событий (манчкин). Часто в играх подобного жанра есть возможность “прокачать” своего персонажа, т.е. раздобыть ему снаряжение, улучшить характеристики и т.д.

 

Компоненты игр

Гекс

Гексы - шестиугольные элементы игрового поля. В играх часто игровое поле состоит из множества участков одинаковой формы. Обычно это квадраты и гексы. Гексы же благодаря своей форме позволяют разнообразить само мозаику игрового поля и варианты перемещения по нему, т.к. увеличивают кол-во возможных вариантов перемещения (Колонизаторы, Терра Мистика, Эклипс, Замки бургундии).

Мипл

Миплы - абстрактные фигурки человечков, использующиеся в настольных играх, обычно сделанные из дерева. Миплы часто используются в еврогеймах для обозначения различных людей для совершения действий. Например: Каркассон - крестьяне, рыцари, монахи и разбойники; Нефариус - шпионы; Летопись - члены вашей семьи; Паропарк - посетители парка аттракционов; 100 000 лет до нашей эры - первобытные жители; Русские железные дороги - инженеры.

Тайл

Тайлы - компоненты игры, обозначающие многие вещи в настольных играх от участков местности (каркассон, шакал, эклипс) до денег, предметов, построек и т.д.

Фишки

Фишки - компоненты игры, обычно сделанные из пластика, сделанные для обозначения многих вещей в настольных играх. Обычно фишками обределяется положение игроков на игровых полях (ходилки кинь-двинь) или их положение на поле подсчета очков (зельеварение, коммуналка). Часто они могут обозначать какие либо показатели (например в игре Либертекс фишками указаны часы ваших действий) либо деньги и ресурсы (В игре Роскошь драгоценные камни представлены круглыми фишками). Также фишки используются в азартных играх в качестве альтернативе денег (покер, блэкджэк).

Планшет

Планшет - компонент настольных игр, представляющие небольшие отдельные игровые поля. Часто это личные игровые поля для игроков, где они размещают свои ресурсы, постройки, миплов и т.д. Например, на планшете в игре Терра Мистика есть целый набор информации (от способностей расы и информации по преобразовании территории) и места для зданий, шаманов и жетонов рабочих. На индивидуальных планшетах в игра Агрикола, Счастливая ферма и Зоолоретто вы ведете свое хозяйство, размещая животных и урожай.